Исследование последствий ужесточения контроля строительных материалов

21 декабря 2015

Настоящий отчет подготовлен по результатам исследования, проведенного в октябре 2015 года, целью которого являлась оценка последствий ужесточения регулирования перевозки грузов по дорогам России.
В частности принятие Федерального закона1 от 13.07.2015 №248 послужило основой для роста штрафов за «перегруз» для перевозчиков и распространения ответственности на грузоотправителей. А проведенная с 28 сентября по 4 октября 2015 года на автомобильных дорогах России акция «На дорогу – без перегруза!» состояла в использовании уполномоченными организациями мобильных контрольных весов для проверки соответствия фактической загрузки требованиям Постановления правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 2722.
Указанное постановление (п. 75 и Приложения 1 и 2) ограничивает суммарную массу и нагрузку на ось грузовых автомобилей, перевозящих делимые грузы. Ужесточение контроля ограничивает возможность загрузки большегрузного автотранспорта, широко используемого при перевозке делимых строительных материалов (песка, щебня, товарного бетона, асфальта, кирпича и пр.) по автомобильным дорогам России. Соблюдение требований этого Постановления вынуждает перевозчиков использовать автомобили имеющихся у них марок и моделей с загрузкой значительно ниже допустимого эксплуатационного максимума. Такая практика имеет определенные последствия, которые можно разделить на три группы:

  •  последствия, связанные с изменением воздействия на дороги;
  •  экономические последствия;
  •  экологические последствия и последствия, связанные с изменением размеров транспортного потока.

Большинство информационно-аналитических материалов, вышедших в электронных и печатных СМИ и посвященных озвученной теме, ссылались на различные мнения о негативном воздействии новшеств на рынок строительных материалов, а приводимые экспертные оценки указывали на неизбежный рост цен на большинство строительных материалов. В то же время экспертные мнения сторон, как защищающих нововведения в качестве гарантии увеличения срока службы дорог, так и противников, указывающих на негативные последствия для экономики строительных материалов, не использовали научных расчетов, опирающихся на сколь-нибудь достоверную статистику перевозок.
В настоящем отчете мы осуществили попытку измерить последствия ужесточения регулирования как для износа дорожных одежд, так и для экономики поставок строительных материалов и строительства дорог. Тем более, что данные проводимого нами ежемесячного мониторинга цен на строительные материалы на рынках Санкт-Петербурга и Ленинградской области показали, что по состоянию на начало ноября 2015 года фактическое удорожание ряда материалов уже составило до 40%. И это произошло в период, когда на рынке традиционно наблюдается стагнация либо снижение цен. Таким образом, первоначальные прогнозы экспертов подтвердились.
Следует также отметить, что со сходными затруднениями столкнулись производители и перевозчики прочих видов товаров, например, сельскохозяйственной продукции, что особенно актуально для центральных и южных регионов России. Но в настоящем отчете мы данную проблематику не раскрываем.
 

Полная версия отчета (скачать)